На заводе в Покровском-Стрешневе выпускали термометры и елочные игрушки
Старожилы Тушина помнят завод «Термометр», который до середины 1970-х работал на окраине деревни Иваньково. Сейчас на этом месте берёт начало Береговая улица в Покровском-Стрешневе. Об истории предприятия, которое почти полвека снабжало страну термометрами, песочными часами и игрушками, «СЗ» помогли узнать документы, которые хранятся в Главархиве г. Москвы.
Бродяги, жрицы любви и прочие
Все началось весной 1930 года, когда на околицу Иванькова привезли стройматериалы для двух цехов — стеклодувного и деревообделочного. Первые рабочие нового предприятия — Иваньковской фабрики игрушек и термометров — жили в избах, выкупленных у крестьян. Через два года рядом появились два барака-общежития.
Интересно, что Иваньковская фабрика создавалась не только для выпуска градусников и погремушек. Как сказано в годовых отчётах, перед ней была поставлена задача по перевоспитанию соцаномаликов. Этим нескладным словом — от словосочетания «социальная аномалия» — называли тогда нищих, бездомных, уличных жриц любви, а также тех, кто освободился из заключения, но не спешил возвращаться к нормальной жизни, и прочих деклассированных элементов. Контингент был непростой: воровали даже у своих. В документах значатся 300 рублей, выделенные «тов. Соколовой», у которой украли пальто.
«Работа признана неудовлетворительной»
Второй задачей, поставленной перед Иваньковской фабрикой, было обучение и трудоустройство инвалидов. Выполнять план с такими кадрами было нелегко. Плюс общие для первых пятилеток трудности: нехватка сырья, перебои с электричеством, отсутствие зимой дров для отопления. В начале 1930-х в итоговых отчётах Иваньковской фабрики написано прямо: «Работа признана неудовлетворительной».
И всё-таки при этом фабрика выпускала сотни тысяч термометров разного размера и назначения — домашних, уличных, для ванн, для воды, для зерна, промышленных, химических — в диапазоне от плюс 75 градусов по Цельсию до минус 75 — и столько же песочных часов.
А ещё десятки тысяч измерителей плотности и жирности молока, пипетки, колбы, медицинские шпатели и многое другое. Готовая продукция из Иванькова поступала во все крупные города СССР.
Детский сад с подсобным хозяйством
В 1934 году на территории фабрики открылся детский сад. Детей в него ходило немного — 20 человек, питание было санаторным. Помогало подсобное хозяйство — молочная ферма и свинарник.
Ребята играли игрушками, сделанными в деревообделочном цехе, но не прошедшими ОТК. Подробностей о том, как шло перевоспитание иваньковских соцаномаликов, в годовых отчётах нет. Да и продолжалось это недолго.
В 1938 году Иваньковскую фабрику перевели в ведение Наркомата местной промышленности, и у неё осталась одна задача — выпуск качественной продукции. Но это по-прежнему было непросто.
Автомобиль и конь Васька
Больше всего мешала нехватка сырья. «Фонды на стекло совершенно отсутствовали, поэтому фабрика работала преимущественно на давальческом сырье», — говорится в отчёте. Расходные материалы — клей, краску, лак — не раз приходилось покупать в спас-тушинском сельпо.
Покупки грузили на телегу, которую вёз в Иваньково конь Васька: фабричная машина почти всегда стояла в ремонте. Кстати, цена у гужевого и автотранспорта была сопоставима: автомобиль фабрика купила за 2500 рублей, а Ваську — за 2300.
Ампулы для фронта
Когда началась война, на фронт ушло больше половины работников фабрики. С декабря 1941-го игрушки с производства сняли, их место занял оборонный заказ. Освоили на предприятии производство и медицинских изделий, их направляли в госпитали и на фронт. Чтобы выполнить оборонный план, рабочие деревообделочного и сборочного цехов переквалифицировались в стеклодувы.
После победы перечень медицинских товаров расширился. Возобновилось и производство игрушек. А в конце 1940-х со склада готовой продукции вместе с уже привычными термометрами отгружали и новинки: гребёнки, колокольчики и даже ёлочные украшения.
Завод в Иванькове проработал 45 лет. За это время здесь выпустили более 20 млн термометров. Многие из них и сейчас исправно показывают температуру — и дома, и на улице.
Редакция благодарит пресс-службу Главархива Москвы за помощь в подготовке материала