Бульвар в Покровском-Стрешневе назвали в честь легендарного летчика-испытателя
Чкаловский бульвар появится в Покровском-Стрешневе. Такое название для 1,5-километровой магистрали, связывающей Волоколамское шоссе и берег Москвы-реки, выбрали участники голосования на портале «Активный гражданин». Новый микрорайон построен на месте Тушинского аэродрома, где не раз бывал легендарный лётчик-испытатель Валерий Чкалов (1904-1938). Об этом «СЗ» помог вспомнить историк, составитель летописи Осовиахима Юрий Ржевцев.
Тысячи зрителей на лётном поле
Жизнь Валерия Чкалова тесно связана с Тушинским аэродромом.
— Как пилот-инструктор он проводил здесь занятия с учлётами, — говорит Юрий Ржевцев. И конечно, знаменитый лётчик принимал участие в проходивших на Тушинском аэродроме авиационных праздниках.
…Входной билет на авиационный праздник в Тушине в воскресенье 24 августа 1936 года стоил, как сообщалось в газетах, 3 рубля. К вечеру субботы было продано 108 тысяч входных билетов. Праздник начался с парада лёгкой авиации и пассажирских самолётов. А затем сотни тысяч зрителей разразились бурными аплодисментами. Раскинув исполинские крылья, летел легендарный самолёт АНТ-25 с надписью на фюзеляже «Сталинский маршрут». Как сообщала газета «Правда», он шёл низко над полем, из окон кабины гостей приветствовали Герои Советского Союза Чкалов, Байдуков и Беляков.
— Месяц назад, 20-22 июля 1936 года, этот самолёт установил рекорд дальности: 9375 километров без посадки от Москвы до Охотского моря, 56 часов в воздухе. А командиру полёта Валерию Чкалову, штурману Геннадию Байдукову и второму пилоту Александру Белякову присвоили звание Героя Советского Союза, — говорит Ржевцев.
Под контролем Центрального аэроклуба СССР
А через год, 18-20 июня 1937 года, тот же экипаж на том же самолёте установил ещё один рекорд: Москва — Северный полюс — Ванкувер, 9130 километров, 63 часа 16 минут в воздухе. Первый в истории человечества трансполярный полёт готовился и снаряжался при личном участии Сталина. АНТ-25 отправлялся в межконтинентальный полёт со Щёлковского аэродрома (ныне Чкаловский), но провожали его и специалисты из Тушина. Чтобы рекорд, связанный с воздухоплаванием, был признан на мировом уровне, надо было, чтобы его зарегистрировала Международная авиационная федерация. Нашу страну в ней представлял Центральный аэроклуб СССР на Волоколамском шоссе. Подготовкой и оформлением рекордов занималась Спортивная комиссия ЦАК. Вместе с техниками и экипажем спортивные комиссары готовили самолёт к взлёту.
— Воронки топливных баков перед стартом были опечатаны, чтобы исключить дозаправку в воздухе, хотя тогда эта процедура ещё не была отлажена. Записи барографов, фиксирующих изменения атмосферного давления, должны были свидетельствовать, что самолёт летел без промежуточных посадок, — объясняет Ржевцев.
Даже отдыхал в небе
После присвоения Чкалову звания Героя Советского Союза Сталин подарил лётчику-испытателю самолёт У-2. Какое-то время самолёт стоял на Тушинском аэродроме. В 1937-1938 годах Валерий Павлович работал шеф-пилотом сразу двух авиационных заводов — в Горьком и в Химках, при ОКБ Поликарпова, испытывал тяжёлые бомбардировщики. А полёты на лёгком биплане служили отдыхом. На нём Чкалов катал мачеху Наталью Георгиевну, когда она приезжала в Москву, и сына Игоря.
Игорь Валерьевич вспоминал, как отец взял его на открытие канала Москва — Волга. Когда самолёт взлетел, отец сказал: «Ты конечно же хочешь стать лётчиком. Я категорически против… Этот путь очень опасный. Ты можешь разбиться, а мне ты нужен живым».
Последнее лето в Серебряном Бору
Валерий Чкалов разбился 15 декабря 1938 года при испытании истребителя И-180 неподалёку от границ нынешнего СЗАО, в районе Магистральных улиц. Жена Ольга Эразмовна тогда ждала третьего ребёнка. Семье героя предоставили в бессрочное бесплатное пользование дачу в Серебряном Бору.
Они жили здесь и раньше. В своей книге Ольга Эразмовна вспоминает о лете 1938 года: как они с мужем радовались, что это близко от Москвы. Валерий Павлович, приехав со службы, успевал поиграть с детьми. Ходили купаться, иногда два раза в день, по выходным делали пельмени и звали гостей. Чкалов любил играть в городки, причём увлекался и бил со всего маху: «что ни удар, то палка трещит, а то и выбивает в заборе доску». Это было последнее лето Чкалова.