Лев Толстой нашел свою судьбу в Покровском-Стрешневе

Когда перечисляют московские адреса Льва Толстого, в первую очередь называют музей писателя на Пречистенке, музей-усадьбу в Хамовниках и бывший Долго-Хамовнический переулок (ныне улица Льва Толстого), где он прожил почти 20 лет. И совершенно забывают о пригородах — к примеру, о дачном посёлке в Покровском-Стрешневе… Об этом пишет окружная газета «Москва-Северо-Запад»
Великосветский щёголь
К этому времени граф прослыл человеком сугубо светским, этаким щёголем. Он любил музыкальные салоны, посещал Английский клуб на Тверской улице, легко заводил знакомства, по игрывал в карты и бильярд. Но подумывал жениться и ругал себя за праздность.
— В дневнике записал чёткие цели: «1. Попасть в круг игроков и при деньгах играть. 2. Попасть в высокий свет и при известных условиях жениться. 3. Найти место, выгодное для службы», — рассказал «СЗ» писатель, москвовед, автор книги «Московские адреса Льва Толстого» Александр Васькин.
Толстой обожал Москву и хорошо её знал, мог обойти с закрытыми глазами. Точно так же, пешком, он запросто ходил на дачу своих добрых знакомых Берсов.
С одной стороны, к 1850-м годам графу опостылела светская жизнь, он взялся за пересмотр жизненных ценностей и целей. Теперь у него в приоритете, как пишет Александр Васькин, «всестороннее образование и развитие всех способностей». С другой — его романтические увлечения того времени до сих пор дают повод для окололитературных сплетен. Главным образом обсуждают отношения с дочерью Тютчева Екатериной и привязанность к жене его друга Александре Оболенской. Именно на этот период жизни Льва Толстого пришлось близкое знакомство с семьёй его будущей жены Софьи Андреевны.
Лиза Берс — соперница сестры
— Толстой часто гостит у Берсов. Он сам тогда жил на Пятницкой улице, 12. А те поселились в казённой квартире в Потешном дворце Кремля большой дружной семьёй во главе с врачом Московской дворцовой конторы Андреем Берсом и его женой Любовью Александровной. Лев Николаевич знал её с детства: их тульские имения стояли неподалёку друг от друга, — рассказал Александр Васькин.
Берсы снимали дачу в одном из самых престижных московских мест отдыха — в Покровском-Стреш неве. Дачный посёлок состоял из 22 летних домиков, которые стоили дорого, но пользовались большим спросом среди творческих людей. Именно там Лев Толстой познакомился с тремя дочками Берсов — Елизаветой, Софьей и Татьяной. Кстати, младшая, Таня, была самой большой любовью брата Льва Николаевича — Сергея Толстого. Ну а родители были не против посватать за графа старшую — Елизавету. Впрочем, породнился с семьёй Берсов писатель только через шесть лет после первого визита к ним, в 1862 году. Их средней дочери, Софье, как раз исполнилось 18 лет. Её-то и взял в жёны 34-летний Лев Толстой. Семейство Берсов навестило Льва Николаевича в Ясной Поляне, и тот, разглядев подросшую Софью, решил, что это судьба.
Влекло его в Покровское- Стрешнево романтическое чувство или что-то другое, но граф ходил на северо-запад Москвы почти каждый день. «Что за милые, весёлые девочки!» — отзывался Лев Толстой о дочерях Андрея Берса.
Наташа Ростова из Стрешнева
История нечаянной встречи взрослого мужчины с девочкой, которая по достижении совершеннолетия станет ему женой, перекликается со сценой знакомства Андрея Болконского и Наташи Ростовой в романе «Война и мир», хотя литературоведы обычно находят в Наташе черты невестки писателя Танечки Берс.
В ту пору усадьбой Глебово-Стрешнево владела Евгения Фёдоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, которая берегла свои владения от посторонних. Софья Андреевна писала: «В Покровском очень грустно то, что везде видна строгость хозяйки: всё огорожено проволокой колючей, везде злые сторожа и гулять можно только по пыльным, большим дорогам».
Во взрослой жизни Софью Берс ждала другая дорога. Венчание состоялось в 1862 году в одной из церквей Кремля. Это было начало их пути, полного великих свершений и душевных драм.